Багетная мастерская «Артефакт» — Материалы

Реставрация живописи

Мастерская выполняет реставрационные работы любой сложности (реставрация масляной живописи, икон, ). Стоимость реставрации картины определяет специалист по реставрации живописи (реставратор). Для определения цены и сроков реставрации картину необходимо оставить для проведения диагностики на 1-3 дня.


Реставрация картин становится необходима, когда холст с течением времени или под действием неблагоприятных условий приодит в негодность. Это могут быть прорывы, провисания, отслаивание красочного слоя картины.

 

Реставрация живописи усложняется еще и тем, что слои красок невозможно снять растворителем, так как они приготовлены на основе натуральных пигментов – на яичном желтке, соках растений. Поэтому реставратору приходится постепенно соскабливать красочные слои. Это трудоемкий процесс, требующий больших затрат времени – реставратор снимает более поздние слои краски с помощью скальпеля.

 

Краткий обзор основных методов реставрации живописи

 

Любая картина имеет свою историю создания и бытования. Поэтому все причины ухудшения вида картин сугубо индивидуальны, и не существует одного волшебного метода по восстановлению композиции. В данной статье даётся лишь краткий обзор основных методов реставрации станковой масляной живописи.

 

Заделка утрат холста

Картина осторожно кладётся лицевой стороной на стол . Эта операция проводится только при условии, что красочный слой и грунт имеют сцепление с основой и не осыпаются и не шелушатся. Края прорыва очищаются от пыли . Взамен утраченных нитей холста добавлялются нити с авторской кромки. Осторожно, с помощью о скальпеля и медицинского зонда они соединяются с краями прорыва, при этом нити переплетаются согласно нитям холста. При большой площади утраты аналогичным методом вплетается фрагмент ткани, подобранной в соответствии с авторским холстом. Для соединения нитей используется клей. После полного высыхания клея швы проглаживаются теплым утюгом через фторопластовую пленку.

 

Удаление деформаций холста

Покоробленность картины происходит от двух причин. Во-первых, от изменений атмосферы помещения, в котором хранятся картины, от ненормального режима, от резкой перемены температуры и влажности воздуха; во-вторых, от различных механических воздействий на холст картины с изнанки или лицевой стороны ее. Деформации полотна могут быть разного характера, они обусловливаются как технологией материала, так и причинами, вызвавшими то или иное его изменение. От этого зависит и степень деформации.

 

Не всегда деформацию можно исправить перетяжкой. Часто покоробленности происходят от увеличения объема полотна (растянутости) только в определённых местах, приобретают застарелую устойчивую форму, и при всех попытках перетягивать полотно складки не пропадают, а как бы переходят с места на место. В таких случаях требуется более сложный прием их устранения. Возникает задача уплотнения ниток холста, «посадки» их на свои места, уменьшения объема с одновременным разглаживанием. Для этого на участок деформации наносится профилоктическая заклейка из папиросной бумаги, после чего картину проглаживают не сильно нагретым утюгом в местах заклеенных сборок, наблюдая за их состоянием. Проглаживание проводится через бумажную прокладку и фторопластовую плёнку. После операции на участок ставится груз.

 

В картинах, не натянутых на подрамник и не установленных в рамы под стекло, от долгого хранения и при неправильном обращении с ними также могут образоваться покоробленности. Иногда приходится иметь дело с холстами, свернутыми в трубку без какого-либо основания (картонного или фанерного вала). В таких случаях цилиндрическая форма трубки от времени под действием собственной тяжести становится сплюснутой. При развертывании такой картины полотно приобретает ребристую поверхность, и если живопись старая с высохшим грунтом и краской, то складки будут очень устойчивыми, могут образоваться сломы грунта и краски, отставание их, шелушения различной формы и степени и т.п. В таких случаях картину растягивают на рабочий подрамник с помощью полей из крафта. В целях предохранения от осыпания и для разглаживания на всю поверхность холста целиком наносится профилактическая заклейка. Иногда полотно «садится» очень быстро и хорошо, и сборки пропадают даже при непродолжительном разглаживании, но бывает и так, что приходится несколько раз гладить утюгом по одному и тому же месту для большего прогревания полотна. Если указанные действия не приводят к желаемым результатам, можно прибегнуть к увлажнению полотна с последующим проглаживанием. Иногда в очень тяжелых случаях требуется многократное повторение всех операций для полного выравнивания холста. В случаях, не поддающихся такому выравниванию, а также при сильной ветхости авторского холста применяется дублирование.

 

Цены на реставрацию:

Для экспертизы картины необходимо оставить её в мастерской. Для определения цены и срока реставрации требуется от одного до трех дней.